Генрих Лебсак (Г.И.Л.)
автор слов гимна «Чудный дивный Боже вечный»
Генрих Лебсак или инициалы «Г. И. Л.» (1870-1938 гг.)
(автор слов гимна «Чудный дивный Боже вечный»).
Генрих Иоганович Лебсак - проповедник, руководитель церкви христиан АСД в СССР 1920-1934 годы, автор гимнов. Родился в Поволжье 4 января 1870 года в большой немецкой семье, исповедующей лютеранство. В 1890 году двадцатилетний Лебсак и его жена знакомятся с адвентистским учением через пастора Якова Клейна, открывшего им библейские доктрины о праведности по вере, Божьем законе, святилище. Несмотря на то, что отец лишил Генриха наследства из-за принятия им адвентизма, Лебсак покидает лютеранство и решает стать служителем в адвентистской церкви. Лебсак заканчивает в Гамбурге школу миссионеров. Вернувшись в Россию, Генрих работает литературным евангелистом в Поволжье, в Ростовской и Кубанской губерниях. За эту деятельность Лебсак был арестован и посажен в тюрьму в Таганаше. Выйдя из тюрьмы, Лебсак продолжает активную миссионерскую работу. Он стал первым рукоположенным проповедником в России в 1894 году. С 1895 года Генриху Лебсаку поручается руководить миссионерской работой в Прибалтике, Польше и Волыни. Позже Лебсак руководит адвентистской работой на Кубани. С 1907 по 1909 гг. Генрих Лебсак был председателем Восточно-Российского миссионерского поля, в том числе и территории Сибири. В 1909 году он участвует в 37-ой сессии Генеральной конференции, где имеет личную встречу с Еленой Уайт. Лебсак становится в эти годы одним из учредителей проведения в России в конце каждого года особой молитвенной недели, а также отправки во Фриденсау на учебу молодых братьев, подающих большие надежды. С 1909 г. по 1916 гг. он возглавляет Западно-Российское миссионерское поле и является редактором журнала «Маслина» на русском языке. В 1918 году, в самый разгар гражданской войны в Украине, Лебсак организовывает в Киеве выпуск журнала «Голос истины» и основывает издательство Патмос - первое адвентистское издательство в России. С 1920 по 1934 годы - руководитель церкви АСД в СССР.
Под его руководством в 1927 году в издательстве «Патмос» был издан первый сборник общего пения церкви АСД «Псалмы Сиона». Над сборником трудились несколько проповедников, переводились гимны с иностранных языков. Лебсак переводил с немецкого и английского языков. Его инициалы в «Псалмах Сиона» - Г.И.Л. или Г.Л. В сборнике «Псалмы Сиона» не указывались фамилии композитора или поэта. Это не потому, что безграмотно оформляли, а из-за государственной цензуры: авторство в те годы грозило человеку ссылкой, тюрьмой или расстрелом. Генрих Лебсак написал слова 6 гимнов, один из этих гимнов вошёл в сборник «Гимны надежды» - «Чудный дивный Боже вечный». Мелодия этого гимна принадлежит, предположительно, одному из венских классиков - может быть, Моцарту или Гайдну. Слова гимна, восхваляющие Творца, гармонично легли на возвышенную мелодию.
Если коротко сказать о его жизни, то вот его слова: «Охотились за мной как за оленем. Но Бог всегда стоял рядом в моих гефсиманиях и на моих горах преображения и никогда не оставлял меня». Этот человек чем-то напоминает Апостола Павла: «Жизнью своею не дорожу я ради моего Господа» - так можно красиво и высоко оценить жизненный путь и служение Г.Лебсака.
Воспоминания Петра Степановича Кулакова: «Трудно описать все стороны этого талантливого человека. Я часто восхищался его творческими и организаторскими способностями, остроумием, работоспособностью, умением убеждать, понимать людей. Вставал он обычно в 6 часов утра, читал утренний страж, молился. Очень много читал христианской литературы. Часто сам отвечал на письма, хотя у него был секретарь. Ему было нелегко физически, так как лёгкие были нездоровы. Брат Лебсак много занимался изучением Библии и требовал этого же от сотрудников. Он не любил легкомыслия, бесцельного времяпрепровождения, ценил каждую минуту, дорожил каждым часом своей жизни и старался, чтобы они не проходили напрасно. Яркий проповедник, человек большого склада ума, духовной силы, его вера в Бога была непоколебимой».
В 1922 г. от тифа умирает его 24-летняя дочь Рахиль. Вторая дочь Лебсака Марита вспоминает об этом: «Помню, как сам папа был сильно потрясён этой ужасной вестью. Дав нам выплакаться и стараясь быть спокойным, он пригласил нас преклонить колени и помолиться. О, как было тяжело сделать это. Но его уверенность в воле Божьей была непоколебима. И встав с колен мы все получили утешение и уверенность в Его воле, в воле нашего Утешителя от всех скорбей».
В эти годы, несмотря на тяжелые утраты, сотрудников и друзей Лебсака поражала его необыкновенная работоспособность. В течение одного года он успевал побывать и в Средней Азии, и на Дальнем Востоке, и на Кавказе, и на Украине, и в Европейской части России. Проделанная им работа в этих поездках просто поражает: как можно было в течение года, практически каждый день говорить проповеди, проводить собрания, участвовать в проведении крещения и Вечери, посещать отдельных людей и вникать в их нужды. Но Генрих Иванович успевал. Он как будто бы чувствовал, что времени свободы остается совсем мало. На декабрьском пленуме 1931 года «отмечалось, что деятельность Церкви АСД в СССР свертывается в связи с неблагоприятным отношением извне к религии в нашей стране». Начинаются массовые аресты служителей и членов церкви, большинство из которых остались верны Господу и Истине до смерти, порой зверской и мучительной. Верующих пытали, обливали до смерти на морозе холодной водой, жгли паяльными лампами…
Ночь 21 марта 1934 года стала последней ночью на свободе и для Генриха Лебсака. Эту роковую ночь описал в своих воспоминаниях пастор Григорьев, ставший очевидцем её событий. Вот, что он пишет: «Я приехал из Сибири в Москву. Остановился у брата Лебсака. В тот вечер мы долго беседовали. Днем брат Лебсак был вызван в Совет по делам культов, его приняли любезнее обыкновенного. Такая непривычная любезность показалась ему даже подозрительной. Мы говорили о тяжелом положении дела Божьего, о том, что еще может ожидать нас впереди, если по-прежнему так будут поступать с верующими. Многие из братьев были арестованы, и никто не мог знать, когда настанет наш час. На исхудавшем лице брата Лебсака лежала печать глубокой тоски, как будто он что-то предчувствовал. После вечерней молитвы мы легли спать, но долго не могли уснуть. Сильный стук в дверь прервал наши скорбные размышления. Мы знали, что этот стук не предвещал ничего хорошего. Брат Лебсак встал с постели и открыл дверь. Один за другим быстро вошли в комнату несколько человек и закричали: „Генрих Иванович Лебсак! Вы арестованы! Сдайте оружие и драгоценности!“. Последовал тщательный обыск. Несмотря на отчаянное положение, из которого не было видно никакого выхода, арестованный был совершенно спокоен. Он молча смотрел на все действия, выслушивал горькие упреки, насмешки и ругательства. Когда перед ним открылась дверь, то прежде, чем переступить через порог, он обернулся и высказал свое последнее желание, свое завещание оставшимся братьям. Лицо его выражало мужество и достоинство. Слова были произнесены со столь твердой верой, что казалось, будто и враги должны были содрогнуться от их силы: „Братья! Работайте, не унывайте! Дело Божие — как река, которую никто не в силах остановить!“. Его попытались заставить замолчать сильным ударом, но он всё же еще продолжал говорить окровавленными устами: „Работайте! Работайте, не унывайте!“. Захлопнулась дверь, и его голос умолк навсегда».
Это было в последний раз, когда Генриха Лебсака видели наши собратья. Его увезли в тюрьму и вынудили подписать передачу дел: «Всё дело и управление Церковью передаю брату Григорьеву». Есть его подпись. Это единственный уцелевший клочок бумаги остался нам в память об этом человеке.
Он отбыл четырехгодичное заключение вначале в московских тюрьмах Лубянке и Бутырке, а затем в Ярославской тюрьме. Поначалу, в 1-й год тюрьмы он ещё писал письма своей семье, но затем они потеряли с ним связь. Вплоть до сегодняшнего дня не известна точная дата смерти, лишь год — 1938. По одним данным он умирает от болезней и тюремных условий, по другим он был расстрелян в подвалах Ярославской тюрьмы. Но если сталинскому террору было под силу заставить замолчать Лебсака-человека, то заставить замолчать Лебсака-поэта было ему не под силу. Сборник «Псалмов Сиона», выпущенный под его самым непосредственным руководством продолжал жить и говорить о Боге, утверждая веру тысяч людей. И до сих пор псалмы над которыми лично работал Лебсак продолжают совершать эту работу.
Вчитайтесь в 234-й псалом «Пускай шумят морские волны».
Пускай шумят морские волны,
В бессильной злобе суетясь:
Вперед смотрю, надежды полный,
Угроз житейских не страшась.
Сонм ангелов нас охраняет,
Господь наш путь благословляет.
В житейском море Слово Божье,
Как свет прибрежный для пловца;
Закон святой здесь в бездорожье, —
Водитель верный до конца.
Кто волю Божью соблюдает,
Того Господь благословляет.
И вместе с этими величественными словами сквозь десятилетия продолжало и продолжает звучать предсмертное обращение Лебсака к церкви: «Работайте, братья, работайте, ибо дело Божье, как река, которую никто не в силах остановить…».