Краткая история Церкви Адвентистов Седьмого Дня
Церковь Адвентистов Седьмого Дня, одна из крупных протестантских церквей, возникла в первой половине ХIХ века в связи с глубоким интересом к идее скорого Второго пришествия Христа. Адвентистское движение объединило в своих рядах тысячи христиан, принадлежавших к самым различным церквам. Существенное влияние на развитие этого движения оказал труд латиноамериканского католического священника Мануэля де Лакунзы (1731–1801) «Пришествие Мессии во славе и величии», переведенный на многие языки. Взгляды лютеранского богослова Иоганна Бенгеля (1687–1752) на Второе пришествие Христа оказывают глубоко влияние на богословские круги Германии и Англии. Среди наиболее ярких проповедников идеи скорого Второго пришествия Христа в это период можно назвать Эдварда Ирвинга (1792–1834, Шотландия), Иосифа Вольфа (1795–1862, Ближний Восток, Юг России), Льюиса Гауссена (1790–1863, Швейцария), Иоганна Рихтера (1799–1847, Германия), Даниэля Уилсона (1778–1858, Индия) и т. д. На американском континенте идея близости Второго пришествия занимает основное место в работах Уильяма Дэвиса (1760–1831), Джошуа Уилсона (1774–1846), Уильяма Миллера (1782–1849).
Движение У. Миллера (миллеризм), несмотря на многие его слабые стороны и ошибки, связанные, в частности, с исчислением точной даты Пришествия Христа, имело огромное значение в духовном возрождении американского протестантизма первой половины XIX века. Оно пробудило небывалый интерес к библейским пророчествам, дало целую плеяду выдающихся проповедников и исследователей Библии.
Среди тех, кто стоял у истоков адвентистского движения, следует отметить Елену Уайт (1827 – 1915), чье пророческое дарование впоследствии оказало серьезное влияние на формирование религиозно–социального облика будущей Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Название Адвентисты Седьмого Дня, отразившее отличительные особенности этого вероучения, было официально принято в 1860 г. Оно включает два основных библейских события: изначальное – сотворение мира Богом (на что указывает седьмой день недели – суббота) и заключительное событие – Второе Пришествие Христа (от лат. адвентус)*. Как официальная организация Церковь АСД существует с 1863 г. Уже с середины 70 х годов XIX века миссионеры адвентисты трудятся в странах Европы, Африки, Азии.
Несмотря на ярко выраженную эсхатологическую направленность своей проповеди, изначально Церковь Адвентистов Седьмого Дня много внимания уделяла социальной стороне своего служения в этом мире, главным образом в сфере образования, здравоохранения и благотворительности. Первая церковная школа была открыта в 1872 г., а к концу XIX столетия их насчитывались уже сотни в США, Канаде, Англии, Австралии, Швеции, Германии, Дании, Аргентине, Бразилии. Сегодня Церкви Адвентистов Седьмого Дня принадлежит более 6 тыс. средних и высших учебных заведений по всему миру, в которых обучается свыше миллиона человек.
Одной из отличительных особенностей Церкви АСД является то, что уже на раннем этапе своего развития она начала уделять большое внимание здоровому образу жизни. Церковь издает журналы, пропагандирующие активный образ жизни, принципы рационального питания, отказ от табакокурения и потребления алкоголя. Главный акцент делается на профилактику различных заболеваний. Открываются профилактические и лечебные центры, ведутся научные исследования, например, в области физиологии питания. Адвентистский санаторий в Батл Крик, США, к концу ХIХ столетия становится крупнейшим центром здоровья, использующим современные методы оздоровления. Устанавливаются тесные научные связи между санаторием и известной лабораторий академика И.П. Павлова в С.-Петербурге. Церковь уделяет серьезное внимание подготовке медицинских специалистов всех уровней, подчеркивая, что христианство призвано исцелять не только душу, но человека в целом. Сегодня Церкви АСД в разных странах принадлежит более 500 госпиталей, санаториев, поликлиник, детских приютов, домов для престарелых, в которых трудятся около 100 тыс. адвентистских врачей, медсестер и младшего медперсонала.
Служение милосердия также было в центре внимания молодой Церкви. Ее активная благотворительная деятельность направлялась созданной в 1893 г. Благотворительной Ассоциацией. В 1894 г. был открыт первый приют для детей сирот на 200 мест. Церковь организует бесплатные столовые для неимущих, открывает ночлежные дома для бездомных. Во многих городах создаются Общества Тавифы (по имени известной своим милосердием библейской героини), которые осуществляют различные благотворительные проекты для нуждающихся и обездоленных.
Трагические события Второй мировой войны побудили Церковь более активно включиться в социальное служение, которое стало рассматриваться гораздо шире, чем просто оказание гуманитарной помощи нуждающимся или пострадавшим от войн и стихийных бедствий. В 1956 г. Церковью АСД была создана корпорация SAWC (Seventh-day Adventist Welfare Service, Inc., Социальное служение Церкви АСД), поставившая своей целью облегчение страданий людей в этом мире посредством реализации программ, направленных на развитие образования, здравоохранения, сельского хозяйства и т. д. В 1983 г. корпорация была переименована в АДРА (ADRA – Adventist Development and Relief Agency – Адвентистское Агентство Помощи и Развития). В настоящее время Агентство АДРА является одной из крупнейших неправительственных благотворительных организаций, осуществляющей проекты более чем в 100 странах мира.
Сегодня Адвентисты Седьмого Дня – это динамично развивающаяся всемирная христианская Церковь, имеющая представительство в 206 странах и проповедующая на 735 языках народов мира. В своей организации Церковь АСД руководствуется демократическими принципами управления, позволяющими любому ее члену активно участвовать в жизни Церкви. Численность Церкви АСД, включая детей и подростков, составляет на сегодняшний день более 25 млн. человек.
В России адвентистское вероучение стало распространяться во второй половине XIX века и оказалось для многих близким. Например, если говорить о Библии как единственном мериле веры или о субботе как святом дне Господнем, то сознание жителя нашей страны было приготовлено к принятию этих доктрин теми религиозно-реформационными движениями, которые никогда не прекращались на Руси, начиная с XV века.
Распространение адвентизма в России было сопряжено с большими трудностями, поскольку религиозная принадлежность российских граждан строго контролировалась государством и Православной Церковью. Согласно ст. 187 УК Российской империи, всякая попытка «совращения» приверженца Православной Церкви в иную веру каралась пожизненной ссылкой в Сибирь. Однако после издания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. Церковь АСД была официально признана царским правительством. Происходит организационное становление Церкви, налаживается ее издательская, миссионерская и благотворительная деятельность, устанавливаются связи с руководством всемирной Церкви. К сожалению, перед Первой мировой войной политика в сфере государственно-церковных отношений изменяется. Царское правительство снова издает ряд законов, ограничивающих свободу вероисповедания.
После октября 1917 г. история Церкви АСД складывалась еще более драматично. Несмотря на демократический характер Декрета Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 г., провозгласившего отделение церкви от государства, гарантировавшего свободу вероисповедания и отменявшего всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры, дальнейшей политикой советского государства стала борьба с религией. Тем не менее, в трудные годы гражданской войны, голода и разрухи Церковь при поддержке зарубежных общин пытается помочь своим соотечественникам. Советское правительство одобряет создание адвентистской благотворительной организации по оказанию помощи голодающим во главе с И.А. Львовым, которая рассылает тысячи посылок с продовольствием, организует бесплатные столовые для беспризорных детей. Большая социальная программа была намечена на 5-ом Всесоюзном съезде Церкви АСД в 1924 г., – Церковь участвует в ликвидации неграмотности, открывает лечебные заведения, организует сельскохозяйственные коммуны.
Постановление ВЦИК РСФСР «О религиозных объединениях» (1929 г.) резко ограничило деятельность Церкви. В последующие годы церковная организация была фактически ликвидирована, многие священнослужители и члены Церкви репрессированы. Только после окончания Великой Отечественной войны предпринимаются попытки воссоздания церковной организации, разрушенной в 30–40 е годы. В 1946 г. возобновил свою деятельность Всесоюзный Совет Церкви АСД. Однако, несмотря на потепление в церковно–государственных отношениях, о созыве очередного съезда и выборах руководителей Церкви не могло быть и речи. Через институт уполномоченных государство строго контролировало ситуацию на местах, подавляя всякую инициативу, ведущую к росту Церкви.
В конце 50-х годов начинается новая волна гонений на Церковь. Вводятся дополнения к законодательству о религиозных культах, еще больше ограничившие права верующих и расширившие возможность их притеснения местными уполномоченными. Вся религиозная и социальная активность Церкви жестко ограничивается действующим законодательством. В декабре 1960 г. был ликвидирован Всесоюзный Совет Адвентистов Седьмого Дня (ВСАСД) в Москве – без какого-либо объяснения со стороны государственных чиновников. Многочисленные общины Адвентистов Седьмого Дня на территории СССР перешли на полулегальное существование.
Движение У. Миллера (миллеризм), несмотря на многие его слабые стороны и ошибки, связанные, в частности, с исчислением точной даты Пришествия Христа, имело огромное значение в духовном возрождении американского протестантизма первой половины XIX века. Оно пробудило небывалый интерес к библейским пророчествам, дало целую плеяду выдающихся проповедников и исследователей Библии.
Среди тех, кто стоял у истоков адвентистского движения, следует отметить Елену Уайт (1827 – 1915), чье пророческое дарование впоследствии оказало серьезное влияние на формирование религиозно–социального облика будущей Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Название Адвентисты Седьмого Дня, отразившее отличительные особенности этого вероучения, было официально принято в 1860 г. Оно включает два основных библейских события: изначальное – сотворение мира Богом (на что указывает седьмой день недели – суббота) и заключительное событие – Второе Пришествие Христа (от лат. адвентус)*. Как официальная организация Церковь АСД существует с 1863 г. Уже с середины 70 х годов XIX века миссионеры адвентисты трудятся в странах Европы, Африки, Азии.
Несмотря на ярко выраженную эсхатологическую направленность своей проповеди, изначально Церковь Адвентистов Седьмого Дня много внимания уделяла социальной стороне своего служения в этом мире, главным образом в сфере образования, здравоохранения и благотворительности. Первая церковная школа была открыта в 1872 г., а к концу XIX столетия их насчитывались уже сотни в США, Канаде, Англии, Австралии, Швеции, Германии, Дании, Аргентине, Бразилии. Сегодня Церкви Адвентистов Седьмого Дня принадлежит более 6 тыс. средних и высших учебных заведений по всему миру, в которых обучается свыше миллиона человек.
Одной из отличительных особенностей Церкви АСД является то, что уже на раннем этапе своего развития она начала уделять большое внимание здоровому образу жизни. Церковь издает журналы, пропагандирующие активный образ жизни, принципы рационального питания, отказ от табакокурения и потребления алкоголя. Главный акцент делается на профилактику различных заболеваний. Открываются профилактические и лечебные центры, ведутся научные исследования, например, в области физиологии питания. Адвентистский санаторий в Батл Крик, США, к концу ХIХ столетия становится крупнейшим центром здоровья, использующим современные методы оздоровления. Устанавливаются тесные научные связи между санаторием и известной лабораторий академика И.П. Павлова в С.-Петербурге. Церковь уделяет серьезное внимание подготовке медицинских специалистов всех уровней, подчеркивая, что христианство призвано исцелять не только душу, но человека в целом. Сегодня Церкви АСД в разных странах принадлежит более 500 госпиталей, санаториев, поликлиник, детских приютов, домов для престарелых, в которых трудятся около 100 тыс. адвентистских врачей, медсестер и младшего медперсонала.
Служение милосердия также было в центре внимания молодой Церкви. Ее активная благотворительная деятельность направлялась созданной в 1893 г. Благотворительной Ассоциацией. В 1894 г. был открыт первый приют для детей сирот на 200 мест. Церковь организует бесплатные столовые для неимущих, открывает ночлежные дома для бездомных. Во многих городах создаются Общества Тавифы (по имени известной своим милосердием библейской героини), которые осуществляют различные благотворительные проекты для нуждающихся и обездоленных.
Трагические события Второй мировой войны побудили Церковь более активно включиться в социальное служение, которое стало рассматриваться гораздо шире, чем просто оказание гуманитарной помощи нуждающимся или пострадавшим от войн и стихийных бедствий. В 1956 г. Церковью АСД была создана корпорация SAWC (Seventh-day Adventist Welfare Service, Inc., Социальное служение Церкви АСД), поставившая своей целью облегчение страданий людей в этом мире посредством реализации программ, направленных на развитие образования, здравоохранения, сельского хозяйства и т. д. В 1983 г. корпорация была переименована в АДРА (ADRA – Adventist Development and Relief Agency – Адвентистское Агентство Помощи и Развития). В настоящее время Агентство АДРА является одной из крупнейших неправительственных благотворительных организаций, осуществляющей проекты более чем в 100 странах мира.
Сегодня Адвентисты Седьмого Дня – это динамично развивающаяся всемирная христианская Церковь, имеющая представительство в 206 странах и проповедующая на 735 языках народов мира. В своей организации Церковь АСД руководствуется демократическими принципами управления, позволяющими любому ее члену активно участвовать в жизни Церкви. Численность Церкви АСД, включая детей и подростков, составляет на сегодняшний день более 25 млн. человек.
В России адвентистское вероучение стало распространяться во второй половине XIX века и оказалось для многих близким. Например, если говорить о Библии как единственном мериле веры или о субботе как святом дне Господнем, то сознание жителя нашей страны было приготовлено к принятию этих доктрин теми религиозно-реформационными движениями, которые никогда не прекращались на Руси, начиная с XV века.
Распространение адвентизма в России было сопряжено с большими трудностями, поскольку религиозная принадлежность российских граждан строго контролировалась государством и Православной Церковью. Согласно ст. 187 УК Российской империи, всякая попытка «совращения» приверженца Православной Церкви в иную веру каралась пожизненной ссылкой в Сибирь. Однако после издания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. Церковь АСД была официально признана царским правительством. Происходит организационное становление Церкви, налаживается ее издательская, миссионерская и благотворительная деятельность, устанавливаются связи с руководством всемирной Церкви. К сожалению, перед Первой мировой войной политика в сфере государственно-церковных отношений изменяется. Царское правительство снова издает ряд законов, ограничивающих свободу вероисповедания.
После октября 1917 г. история Церкви АСД складывалась еще более драматично. Несмотря на демократический характер Декрета Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 г., провозгласившего отделение церкви от государства, гарантировавшего свободу вероисповедания и отменявшего всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры, дальнейшей политикой советского государства стала борьба с религией. Тем не менее, в трудные годы гражданской войны, голода и разрухи Церковь при поддержке зарубежных общин пытается помочь своим соотечественникам. Советское правительство одобряет создание адвентистской благотворительной организации по оказанию помощи голодающим во главе с И.А. Львовым, которая рассылает тысячи посылок с продовольствием, организует бесплатные столовые для беспризорных детей. Большая социальная программа была намечена на 5-ом Всесоюзном съезде Церкви АСД в 1924 г., – Церковь участвует в ликвидации неграмотности, открывает лечебные заведения, организует сельскохозяйственные коммуны.
Постановление ВЦИК РСФСР «О религиозных объединениях» (1929 г.) резко ограничило деятельность Церкви. В последующие годы церковная организация была фактически ликвидирована, многие священнослужители и члены Церкви репрессированы. Только после окончания Великой Отечественной войны предпринимаются попытки воссоздания церковной организации, разрушенной в 30–40 е годы. В 1946 г. возобновил свою деятельность Всесоюзный Совет Церкви АСД. Однако, несмотря на потепление в церковно–государственных отношениях, о созыве очередного съезда и выборах руководителей Церкви не могло быть и речи. Через институт уполномоченных государство строго контролировало ситуацию на местах, подавляя всякую инициативу, ведущую к росту Церкви.
В конце 50-х годов начинается новая волна гонений на Церковь. Вводятся дополнения к законодательству о религиозных культах, еще больше ограничившие права верующих и расширившие возможность их притеснения местными уполномоченными. Вся религиозная и социальная активность Церкви жестко ограничивается действующим законодательством. В декабре 1960 г. был ликвидирован Всесоюзный Совет Адвентистов Седьмого Дня (ВСАСД) в Москве – без какого-либо объяснения со стороны государственных чиновников. Многочисленные общины Адвентистов Седьмого Дня на территории СССР перешли на полулегальное существование.