Нина Григорьевна Волкославская
Нина Григорьевна Волкославская (1942г. - 2003 г.)
Память о Нине Григорьевне Волкославской – замечательной христианке, поэтессе и женщине удивительной судьбы - неизменно связана с историей создания всем известного сборника псалмов для общего пения «Гимны надежды».
Начало 90-х годов было в нашей стране временем нелегких перемен, но и особых возможностей, когда открылись двери для проповеди евангелия и тысячи людейуверовали и присоединились к Церкви. Возникла острая нужда в издании дополнительного количества сборников для общего пения. Перед руководителями Церкви встал серьезный вопрос: переиздать старый сборник «Псалмы Сиона» (издание 1927 г.) или подготовить новый? Было принято решение, что для нового временинужен новый сборник.
В 1993 году был организован комитет по созданию сборника, кудавошли опытные музыканты, поэты и филологи нашей церкви (работа по отбору псалмов для нового сборника началась еще ранее, в 1986 году).Председателем комитета был пастор Виктор Петрович Крушеницкий, секретарём- Елена Львовна Козлова (ныне Рудой), а всю работу по учету гимнов вела Нина Григорьевна Волкославская. В комитет также входили ведущие музыканты Церкви: Елена Ивановна Годунова, супруги Элита Альфредовна и Ян Янович Соколовские, Евгений Павлович Житников, Елена В. Булгакова, Наталья Ильинична Щеглова. В течении четырех лет эти посвященные Богу труженики регулярно безо всякой оплаты встречались в Заокской Академии один раз в месяц для работы над сборником. В 1997 г. сборник «Гимны Надежды» был напечатан.
Нина Волкославская и поэтесса Наталья Щеглова проделали огромную работу как над текстами старых псалмов, приводя их в соответствие с требованиями современного русского языка, так и над новыми переводными гимнами. В «Гимнах Надежды» 72 гимна написаны на стихи Нины Григорьевны (это почти 5-я часть сборника). 56 гимнов – это русский текст (перевод стихов с иностранного языка) – «Как дивна благодать Твоя», «Славим, славим в песнопеньях», «Солнца закат золотистый», «Аллилуйя Иисусу» и др. 15 гимнов – её оригинальные стихи. Самый известный и полюбившийся многим – «Бурею носимая». Еще 5 стихов, вошедших в «Гимны», она написала для своих детей, когда они были маленькими.Не все тексты Нина Григорьевна подписывала своей настоящим именем. А.Никешина и Е. Крючкова – это её псевдонимы. Она сделала это, с одной стороны, из скромности, чтобы, как она говорила, «не слишком часто мелькала моя фамилия», а с другой –это также её фамилии, так как Нина в девичестве была Крючкова, а бабушку по маминой линии звали Александра Никешина.
Евгений Павлович Житников, который не только был автором, но и делал набор гимнов для сборника «Гимны надежды», вспоминает: «Нина Григорьевна запомнилась мне тем, что у нее была огромная работоспособность, посвященность и скромность. Нина Григорьевна вела учёт, систематизацию всех отобранных гимнов для сборника «Гимны надежды». В последний период мы с ней вдвоем подводили итоги. Она следила, чтобы ни один гимн не пропал. При этом продолжала свою работу в семинарии. Для меня большим ободрением было то, что она часто напевала, в том числе пела гимн «Бурями носимая».
Нина Григорьевна Волкославская прожила достойную христианскую жизнь, наполненную удивительными опытами Божьего водительства. Многим известна история ее жизни, описанная ее дочерью Светланой Волкославской в книге «Один день как тысяча лет». В этой статье я лишь кратко коснусь некоторых моментов ее биографии, связанных с творческим дарованием и религиозным становлением.
Нина родилась 3 января 1942 года, в Казахстане. Отцом ее был молодой инженер Григорий Крючков, мама Нюра была родом из многодетной крестьянской семьи. Нине было всего 3 месяца, когда погиб ее отец. Из затерянной в степях железнодорожной станцииее мама переехала на Украину к своим родителям. Когда старшему брату Нины Володе было 12 лет, случилось несчастье – Володя утонул в водовороте Днепра. С этих пор мама Нюра полностью отдалась своему горю и практически не замечала дочь. Нина испытывала огромное одиночество. Первые восемь лет жизни маму ей заменяла бабушка Александра. Та очень любила петь псалмы, ходила в православную церковь. Позже, в своих воспоминаниях, Нина писала: «Когда я маленькая приходила сюда с бабушкой, мне казалось, что нет для человека большего счастья, чем быть священником. Меня очень расстроила информация, что девочек в священники не принимают». После смерти бабушки Нина осталась с матерью, которая целыми днями неподвижно просиживала на могиле сына. «На кладбище проходил чуть ли не всякий погожий день моей детской жизни», - вспоминала Нина. Перемены в её жизни начались со знакомства с Инной Константиновной, которая тоже, как и мама Нины, потеряла ребёнка – единственную дочь Наташу.Вместе с Инной Константиновной в их семью приходит православие. Девушка начинает ходить на службы, поёт в церковном хоре, общается с православной молодёжью и ищет наставления у батюшки. У Нины был красивый альт, её даже взяли петь в профессиональный хор в центральном соборе.
Несмотря на то, что все свое детство Нина была предоставлена сама себе, онапрекрасно училась. Но однаждывыяснилось, что она носит крестик, и с тех пор девочка стала презираемой всеми учителями и отверженной в классе. Из-за её веры ей не дали закончить школу на золотую медаль, придравшись к мелкой детали в сочинении. Нина имела ясный ум и большой талант к учёбе, но, устав от постоянного давления в школе, в институт сразу после школы поступать не стала. Она закончила курсы стенографистки и пошла работать, а позже поступила на вечернее отделение строительного института.
Летом, после окончания школы и курсов стенографии, Нина впервые в жизни поехала на две недели в Алушту, к морю, где под предлогом летнего отдыха проходили собрания верующей молодёжи. Там произошло два больших события в её жизни. Первое – она открыла для себя мир природы и в ней проснулся поэтический дар, первые опыты поэтического творчества. «Море заполнило собой целый мир вокруг меня, заплескалось в небе, вспенилось белыми цветами на полянах, зашуршало прибоем в шуме дождя. Я ощутила тогда огромное счастье от того, что есть мир, недоступный человеческой блажи, мир, одинаково щедро дарящий себя богатому и бедному, ученому и невежде, почитаемому и отверженному! Это Божья книга природы, в которой, кем бы ты ни был, все твое: и поцелуй ветра, и тени от старых кипарисов, и нагретые солнцем большие камни, и это море, великое и пространное…». Второе событие – в одном из разговоров ей посоветовали читать Евангелие, и вскоре эта Божья книга была подарена Нине. Она стала её ежедневным хлебом.
Однажды её познакомили с сыном священника Николая Волкославского - Ростиславом, с которым у них завязалась дружба. Молодой человек поразил её своим знанием Библии, истории и глубокой верой. Со временем оказалось, что он отошёл от православных взглядов, называя себя протестантом. Родители Ростислава надеялись, что Нина повлияет на их сына, вернёт в православие. Но произошло наоборот. Общаясь с Ростиславом, читая Библию, особенно о состоянии мёртвых после смерти, о втором Пришествии Христа, изучая историю, размышляя о Заповедях Божиих, включая заповедь о субботе и вторую заповедь, запрещающую поклоняться изображениям, Нина стала находить ответы на вопросы, мучавшие её. В какой-то момент ей очень сильно захотелось посоветоваться с её духовным наставником, который был очень далеко. Но ей пришла мысль: «Если Владыка понял бы меня, то разве Господь не поймёт? Или Он меньше любит? Он твой Вечный Духовный Отец!». В этот вечер в первый раз в жизни она помолилась Богу своими словами, вопрошая о воле Божьей и посвятив себя на служении Богу. В этот вечер произошло преображение её сердца, она познала Бога как своего Отца!
Нина решилась посетить собрание инакомыслящих протестантов. Там ей понравилось. Но после этого посещения мать отвергла её, те верующие, кто раньше высказывал к ней глубокое расположение, отвернулись от неё, кто-то осуждал, кто-то перестал замечать. Это Нине было пережить гораздо больнее, чем отвержение в школе. Но желание жить по правде Божьей было сильнее.
Ростислав и Нина поженились 29 июля 1963 года. Ей был 21 год. Они переехали в Северный Казахстан, где в степи строился маленький город Темир-Тау. Ростислав вначале работал инженером на заводе Магнитке вместе со своим другом Николаем Либенко. Они смогли найти в близлежащем городе Караганде группу верующих. Те отнеслись к ним настороженно, думая, что это могут быть люди из органов. Николай Либенко носил во внутреннем кармане красную книжечку. Наставник группы думал, что это удостоверение НКВД, а это была переписанная от руки книга Е.Уайт «Путь ко Христу». Но затем сомнения были рассеяны. Трое молодых людей прошли курсы по подготовке ко крещению и были крещены в реке Нура. Вскоре их вызвали в органы КГБ на допрос, после чего Ростислав, муж Нины, и его друг Николай были уволены с работы и лишены жилья. Их имена сообщили во все предприятия, где требовались инженеры, поэтому по своей специальности они устроиться не смогли. Ростислав нашел работу кочегаром в котельной. Жить они стали в купленной ими маленькой землянке, разделённой на 2 части. Жили в бедности, в тяжелейших условиях, но Господь не оставлял их, поддерживал пастор, помогала Церковь. В дальнейшем Ростислав смог устроиться учителем в вечернюю школу, хотя затем из-за веры в Бога ему пришлось снова уволиться. Господь не оставлял их семью. Ростислав заболел туберкулёзом, но Господь излечил его, Своей силой и через лечение хорошего врача. В это тяжёлое время для церкви и для семьи Волкославских, время гонений при Хрущёве, Нина Григорьевна написала стихотворение «Бурями носимая, в скорби безутешная, Церковь Бога Вышнего, встань и ободрись». Позже Евгений Павлович Житников в 1996 г. сочинил музыку. Этот гимн, написанный сердцем, до сих пор поднимает и укрепляет дух всех, кто поёт его.
Николай Либенко стал издавать христианский самиздатовский журнал «Стремление». Нина Волкославская писала стихи для этого журнала. Позже Николая за издание христианского журнала осудили на 5 лет заключения.
Удивительным образом Господь проявил Себя, дав семье Волкославских детей. Врачи обследовали Нину и сказали, чтопо состоянию здоровья она не сможет стать матерью. Но она благополучно родила трёх девочек в Караганде и затем ещё дочку в Туле. Их семье угрожали тем, что отнимут детей, но, слава Богу, этого не произошло.Господь многое совершил через семью Волкославских в Казахстане, многие люди были обращены к Богу после общения с ними. Прожив восемь лет в Караганде, семья Волкославских переехала на постоянное место жительства в Тулу.
За всю жизнь Нина и Ростислав ни разу не поссорились. Их дом всегда был открыт: на протяжении многих лет в нем жили студенты «подпольной» тульской семинарии, не говоря уже о гостях и приезжих. Всем каким-то чудом находилось место. Нина Григорьевна очень любила людей. Она говорила: «Люди - это дары, и каждый надо принимать с благодарностью!». Никто из домашних не помнит, чтобы она унывала или роптала. За любой работой пела свои любимые псалмы.Ей всегда хотелось выразить свою любовь к Господу через служение людям. Она долгое время посещала трудных подростков в колонии для несовершеннолетних. Вырастив четырех дочерей, Нина Григорьевна и Ростислав Николаевич удочерили еще одну девочку. Дочери говорят, что о многих делах милосердия узнали только после смерти мамы – она была удивительно скромным человеком.
Наталья Анатольевна Козакова так воспоминает о ней: «Она мне запомнилась очень ласковой и тихой женщиной. Воспитав четырех талантливых дочерей, Нина Григорьевна всегда выглядела молодо, элегантно, умела стильно одеться. Она любила молодежь и детей.Была внимательна ко мне, молодой жене пастора. Всегда подходила в субботу, поддерживала, высоко оценивала мои песни. И ее слово было весьма авторитетно. Мы в то время мало знали о ней, как о поэтессе. Только когда вышли «Гимны Надежды» и мы их запели, Нина Григорьевна стала для нас своего рода примером в сочинении богослужебных текстов. Она несколько лет кропотливо работала с «Гимнами Надежды» и вот уже несколько десятилетий ее поэзия звучит в наших гимнах и песнях».Писала Нина Григорьевна и детские книги для своих внуков – например, «Маленькая овечка. Притчи Христа в стихах», «Таинственный сон», «Праздник урожая».
Десятки людей знали Нину Григорьевнуи были согреты её личностью. Тысячи людей не знали её лично, но поют гимны, стихи к которым написаны ею.
Нина Григорьевна ушла из жизни, когда ей былшестьдесят один год, успокоившись в Господе 28 сентября 2003 года.Наверное, лучше всего выразить её веру и подвести итог её жизни могли бы именно проникновенные слова ее любимых гимнов: «Как дивна благодать Твоя», «Покойся в Боге, о, душа моя» и «Ближе, всё ближе, Бог мой, к Тебе»!
Материал подготовлен директором отдела музыкального служения ВРСМ Клейнос А.Б.
на основе книги Светланы Волкославской «Один день как тысяча лет»,
материалы программы «20-тилетие сборника Гимны надежды» (пастор В.П. Крушеницкий),
статья некролог в журнале «День за днём» №106 2003 г. «Невосполнимая утрата».
Статья отредактирована Анной Ляху, дочерью Н.Г.Волкославской.